Забывать о том что после. Нарушения памяти: почему память становится плохой, норма и связь с болезнями, лечение. Как улучшить внимание


Около 2,5 миллионов человек во всем мире страдает забывчивостью. Причем «болезнь забывчивых» чаще всего выбирает себе в жертву женщин в возрасте от 16 до 45 лет. Как перестать забывать?

Для этого используйте помощников: стикеры на рабочем столе, на холодильнике, куча записок, напоминание в телефоне, компьютере и прочие бытовые хитрости.

Однако этот метод напоминания неудобен и также может забыться. Попробуйте применять в повседневной жизни тренировку памяти и внимания. Перестать забывать вещи или события, важные для вас, вам помогут несложные психологические методы.

Метод 1, как перестать забывать: придумывайте ассоциации

Придумывать ассоциации с важными для вас моментами довольно просто и интересно. Этот метод запоминания очень эффективен, когда нужно запомнить названия улиц, планет, магазинов и прочего.

Моя знакомая училась в медуниверситете, и когда пришло время сдавать экзамен по анатомии, вся группа долго не могла запомнить косточку с красивым названием «Михлюдес». Группа будущих врачей запомнила ее благодаря методу ассоциаций. «Милый Леха» - такое сопоставление придумали медики. А произошло «открытие» так: когда сил запоминать информацию не осталось, одна из девушек закричала: «Михлюдес - это же наш милый Леха!» (Милый Леха - староста группы). Оказалось все просто и легко.

Второй метод, как перестать забывать, кричите

Этот метод запоминания поможет вам, когда надо запомнить много информации. Суть в том, что необходимо выкрикивать основные фразы. Если же кричать не получится, можно проговаривать текст вслух. Доказано, что фразы, которые проговорили во всеуслышание, запоминаются лучше. Не зря дают наставления школьникам: «Читай громко!»

Метод крика часто трансформируется в метод пения. Надо запомнить все слово в слово - пропойте информацию на хорошо знакомый мотив. Моя подруга так и делала, когда сдавала экзамен по лексикологии.

Метод третий, как перестать забывать, составляйте предложения

Используется метод составления предложений для усиленного запоминания, когда надо запомнить несколько несвязанных между собой слов. Например: собака стол, дом, торт и так далее.

Эти слова надо связать между собой по смылу: собака бежала мимо стола, стол стоял в доме, на столе стоял торт. Этот метод запоминания действенный, а также отлично развивает память, но требует творчества и изобретательности в части создания предложений.

Четвертый метод как перестать забывать, запишите первые буквы слов

Этот способ запоминания подходит для тех людей, кто много выступает и поможет перестать забывать речи для публичных выступлений. Так или иначе, хотя бы раз в жизни ораторствовать приходится всем. Будь то трибуна или семейное застолье. Напишите только первые буквы речи, попробуйте прочитать несколько раз. Буквы-шифры будут опорным конспектом. Этот метод развивает не только память, но и логику.

Пятый метод как перестать забывать, постоянно тренируйте свой мозг

Тренировка мозга - вот основа методов для запоминания, которые мы предложили. Чтобы перестать забывать, тренировать мозг нужно всегда: разгадывать кроссворды, ребусы, головоломки, читать книги. Эти приемы помогают тренировать память и перестать забывать.

Предложенные нами методы запоминания могут показаться на первый взгляд забавными, но постоянная забывчивость становится фактором, провоцирующим стресс, потому что человек не перестает думать о грядущих делах. Постоянный страх что-то забыть вызывает избыток нервного напряжения, а нервное напряжение способствует забывчивости. Вот такой круговорот.

Чтобы быть гармоничными в жизни, постоянно тренируйте память и будьте спокойны, а лучшие специалисты тренировки памяти вам в этом помогут.

Каждый день мы ездим по одним и тем же маршрутам, посещаем одни и те же места, общаемся с одними и теми же людьми. И мозг не получает никакой новой информации.

А память… нужно ли ей работать, если опять все по-старому? Естественно, без тренировок она слабеет. Но существует способ вернуть ее в тонус. И для этого вовсе не обязательно часами разгадывать кроссворды и читать энциклопедии.

Бизнес-тренер Александр Белановский, автор книги «Миллион на диване», считает: чтобы укрепить память, надо отучить мозг быть «сторожевой собакой». Удивите себя чем-нибудь неожиданным и непривычным. Сделать это несложно: любое отклонение от привычного распорядка - хорошая «встряска» для организма. Поэтому начнем с новых маршрутов.

Шаг первый: побывайте в новом месте, но всего лишь 10-20 минут

Как это сделать? Очень просто: возвращаясь с работы, выберите непривычную дорогу. Отправляясь за покупками, зайдите в другой магазин, а не туда, где все уже известно. Мозг обязательно отметит, что что-то изменилось.

Шаг второй: отправьтесь в незнакомое место на 2-3 часа

Можете поехать в гости к другу, который переехал на другой конец города или пойти в кинотеатр, где вы еще ни разу не были. Или протестировать новое кафе. Можно отправиться в те места, где вы очень давно не были: новым для нашего мозга становится и хорошо забытое старое.

Шаг третий: проведите целый день там, где еще не бывали

Подойдет конференция или тренинг, из-за которых вы будете отсутствовать в течение дня на рабочем месте. Еще варианты: поездка с друзьями за город, экскурсия в небольшой старинный городок… Как часто «вытаскивать себя» в незнакомые (или хорошо забытые) места? Каждое из трех упражнений нужно выполнять раз в месяц. Этого достаточно, чтобы мозг не заскучал.

Существуют и другие тренировки памяти: новые знакомства и новые знания. Принцип тот же: 15 минут, 2-3 часа и целый день. И все это раз в месяц.

Больше двигайтесь!

Движения избавляют от напряжения и помогают обрести равновесие и спокойствие. А в таком состоянии мы гораздо реже забываем о чем-то важном. Несколько рекомендаций от бизнес-консультанта Павла Лисовского.

1. Записывайте то, что помнить не нужно.

2. Старайтесь не распыляться и заниматься всегда одним делом.

3. Замедляйтесь, обращайте внимание на «мелочи».

4. Если хотите по-настоящему отдохнуть, выйдите из Сети.

5. Чтобы разгрузить левое полушарие, которое ведает логикой и разумом и задействовать правое - творческое, раз в пару дней пробуйте писать левой рукой.

Память – важная функция нашей центральной нервной системы воспринимать полученную информацию и откладывать ее в каких-то невидимых «ячейках» головного мозга про запас, чтобы в будущем извлекать и пользоваться. Память – одна из главнейших способностей психической деятельности человека, поэтому малейшее нарушение памяти тяготит его, он выбивается из привычного ритма жизни, страдая сам и раздражая окружающих.

Нарушение памяти чаще всего воспринимают, как одно из многих клинических проявлений какой-то нейропсихической или неврологической патологии, хотя в иных случаях забывчивость, рассеянность и плохая память являются единственными признаками болезни, на развитие которой никто внимания не обращает, полагая, что человек такой от природы.

Большая загадка – память человека

Память – сложный процесс, протекающий в центральной нервной системе и предполагающий восприятие, накопление, удерживание и воспроизведение полученной в разные периоды времени информации. Больше всего о свойствах нашей памяти мы задумываемся, когда нужно освоить что-то новое. От того, как кому удается зацепить, удержать, воспринять увиденное, услышанное или прочитанное, зависит результат всех усилий, приложенных в процессе обучения, что немаловажно при выборе профессии. С точки зрения биологии память бывает кратковременная и долговременная.

Информация, полученная мельком или, как говорится «в одно ухо влетело, из другого вылетело» – это кратковременная память, при которой увиденное и услышанное откладывается на несколько минут, но, как правило, без смысла и содержания. Так, промелькнул эпизод и улетучился. Кратковременная память ничего наперед не обещает, что, наверное, хорошо, ведь в противном случае человеку пришлось бы хранить всю информацию, которая ему совсем не нужна.

Однако при определенных усилиях человека информация, попавшая в зону кратковременной памяти, если на ней задержать взгляд или прислушаться и вникнуть, перейдет на долговременное хранение. Это происходит и помимо воли человека, если какие-то эпизоды часто повторяются, имеют особую эмоциональную значимость или занимают по разным причинам отдельное место среди других явлений.

Оценивая свою память, некоторые люди утверждают, что она у них кратковременная, потому что все запоминается, усваивается, пересказывается через пару дней, а потом так же быстро забывается. Это нередко происходит при подготовке к экзаменам, когда информация откладывается только с целью воспроизвести ее для украшения зачетной книжки. Следует отметить, что в подобных случаях, обращаясь опять к данной теме, когда она становится интересной, человек легко может восстановить, казалось бы, утерянные знания. Одно дело – знать и забыть, а другое – не получить информацию. А здесь все просто – приобретенные знания без особых усилий человека трансформировались в отделы долгосрочной памяти.

Долговременная память все анализирует, структурирует, создает объем и целенаправленно откладывает для будущего использования на неопределенный срок. В от на долговременной памяти все и держится. Механизмы запоминания очень сложны, но мы настолько привыкли к ним, что воспринимаем, как естественные и простые вещи. Однако отмечаем, что для успешного осуществления процесса обучения, помимо памяти, важно иметь внимание, то есть, уметь концентрироваться на нужных предметах.

Человеку свойственно через некоторое время забывать прошлые события, если периодически не извлекать свои знания, чтобы пользоваться ими, поэтому не всегда неспособность вспомнить что-то, нужно относить к нарушению памяти. Каждый из нас испытал на себе чувство, когда «крутится в голове, но на ум не приходит», но это не значит, что в памяти произошли серьезные расстройства.

Почему случаются провалы в памяти?

Причины нарушения памяти и внимания у взрослых и детей могут быть разными. Если у ребенка при врожденной умственной отсталости сразу возникают проблемы с обучением, то во взрослое состояние он уже придет с этими расстройствами. По-разному могут реагировать дети и взрослые на окружающую обстановку: детская психика более нежная, поэтому стрессы она переносит тяжелее. К тому же, взрослые уже давно изучили то, что еще только пытается освоить ребенок.

Как ни печально, но тенденция к употреблению алкогольных напитков и наркотических средств подростками, да и маленькими детьми, оставленными без присмотра родителей, стала пугающей: не так уж и редко фиксируются в сводках правоохранительных органов и лечебных учреждений случаи отравлений. А ведь для детского головного мозга алкоголь – сильнейший яд, крайне негативно влияющий на память.

Правда, некоторые патологические состояния, часто выступающие причиной рассеянности и плохой памяти у взрослых, как правило, исключаются у детей (болезнь Альцгеймера, атеросклероз, остеохондроз).

Причины нарушения памяти у детей

Таким образом, причинами нарушения памяти и внимания у детей можно считать:

  • Недостаток витаминов, ;
  • Астению;
  • Частые вирусные инфекции;
  • Черепно-мозговые травмы;
  • Стрессовые ситуации (неблагополучная семья, деспотизм родителей, проблемы в коллективе, который ребенок посещает);
  • Плохое зрение;
  • Психическое расстройство;
  • Отравления, употребление алкоголя и наркотических средств;
  • Врожденную патологию, при которой умственная отсталость запрограммирована (синдром Дауна и др.) или другие (какие угодно) состояния (недостаток витаминов или микроэлементов, применение отдельных лекарственных средств, изменение не в лучшую сторону обменных процессов), способствующие формированию синдрома дефицита внимания, который, как известно, память не улучшает.

Причины проблем у взрослых

У взрослых причиной того, что стала плохой память, появилась рассеянность и неспособность подолгу концентрировать внимание, являются различные заболевания, приобретенные в процессе жизни:

  1. Стрессы, психоэмоциональные нагрузки, хроническая усталость и души, и тела;
  2. Острые и хронические ;
  3. Дисциркуляторная ;
  4. шейного отдела позвоночника;
  5. Черепно-мозговые травмы;
  6. Метаболические нарушения;
  7. Гормональный дисбаланс;
  8. Опухоли ГМ;
  9. Психические расстройства (депрессия, шизофрения и многие другие).

Безусловно, анемии разного происхождения, недостаток микроэлементов, сахарный диабет и прочая многочисленная соматическая патология ведет к нарушению памяти и внимания, способствует появлению забывчивости и рассеянности.

Какие же виды расстройства памяти бывают? Среди них выделяют дисмнезии (гипермнезия, гипомнезия, амнезия) – изменения непосредственно памяти, и парамнезии – искажение воспоминаний, к которым добавляются личные фантазии пациента. Кстати, некоторые из них окружающие наоборот считают скорее феноменальной памятью, нежели ее нарушением. Правда, у специалистов может быть на этот счет несколько иное мнение.

Дисмнезии

Феноменальная память или психическое расстройство?

Гипермнезия – при таком нарушении люди запоминают и воспринимают быстро, информация, отложенная много лет назад, беспричинно всплывает в памяти, «накатывает», возвращает в прошлое, которое далеко не всегда вызывает положительные эмоции. Человек и сам не знает, зачем ему нужно хранить все в голове, однако некоторые давно прошедшие события может воспроизвести до мелочей. Например, пожилой человек с легкостью может описать в деталях (вплоть до одежды учителя) отдельные уроки в школе, пересказать литмонтаж пионерского сбора, ему не составляет труда вспомнить и другие подробности, касающиеся учебы в институте, профессиональной деятельности или событий семье.

Гипермнезия, наличествуя у здорового человека при отсутствии других клинических проявлений, болезнью не считается, скорее, наоборот, это именно тот случай, когда говорят о феноменальной памяти, хотя с точки зрения психологии феноменальная память представляет собой несколько иное явление. Люди, обладающие подобным феноменом, способны запоминать и воспроизводить огромные объемы информации, не связанной каким-то особым смыслом. Это могут быть большие цифры, наборы отдельных слов, перечни предметов, ноты. Такой памятью нередко обладают великие писатели, музыканты, математики и люди других профессий, требующих гениальных способностей. Между тем, гипермнезия у здорового человека, не принадлежащего когорте гениев, но обладающего высоким коэффициентом интеллекта (IQ), не такое уж и редкое явление.

Как один из симптомов патологических состояний, нарушение памяти в виде гипермнезии встречается:

  • При пароксизмальных психических расстройствах (эпилепсия);
  • При интоксикациях психоактивными веществами (психотропные препараты, наркотические средства);
  • В случае гипомании – состояния, похожего на манию, но не дотягивающего до нее по тяжести течения. У пациентов может отмечаться прилив энергии, повышаться жизненная активность, и трудоспособность. При гипомании нередко сочетается нарушение памяти и внимания (расторможенность, неустойчивость, неспособность сосредотачиваться).

Очевидно, что разобраться в таких тонкостях, разграничить норму и патологию под силу только специалисту. Среди нас в большинстве – среднестатистические представители человеческой популяции, которым «ничто человеческое не чуждо», но мир при этом они не переворачивают. Периодически (не каждый год и не в каждом населенном пункте) появляются гении, их не всегда удается сразу заметить, ведь нередко таких индивидов считают просто чудаками. И, наконец, (может быть, и не часто?) в числе различных патологических состояний встречаются психические болезни, требующие коррекции и комплексного лечения.

Плохая память

Гипомнензия – этот вид обычно выражают двумя словами: «плохая память».

Забывчивость, рассеянность и плохая память наблюдается при астеническом синдроме, для которого, помимо проблем с памятью, характерны и другие симптомы:

  1. Повышенная утомляемость.
  2. Нервозность, раздражительность по поводу и без него, плохое настроение.
  3. Метеозависимость.
  4. днем и бессонница ночью.
  5. Перепады АД, .
  6. Приливы и другие .
  7. , слабость.

Астенический синдром, как правило, формирует другая патология, например:

  • Артериальная гипертензия.
  • Перенесенная черепно-мозговая травма (ЧМТ).
  • Атеросклеротический процесс.
  • Начальная стадия шизофрении.

Причиной нарушения памяти и внимания по типу гипомнезии могут быть различные депрессивные состояния (всех не счесть), климактерический синдром, протекающий с расстройством адаптации, органические поражения головного мозга (тяжелые ЧМТ, эпилепсия, опухоли). В подобных ситуациях, как правило, помимо гипомнезии, также присутствуют и симптомы, перечисленные выше.

«Тут помню – тут не помню»

При амнезии выпадает не вся память целиком, а отдельные ее фрагменты. В качестве примера подобного вида амнезия так и хочется вспомнить кинофильм Александра Серого «Джентльмены удачи» – «Тут помню – тут не помню».

Однако не все амнезии выглядят, как в знаменитой кинокартине, есть более серьезные случаи, когда память утрачивается существенно и надолго или навсегда, поэтому среди таких нарушений памяти (амнезия) выделяют несколько видов:

Особый вид потери памяти, с которым невозможно справиться – прогрессирующая амнезия, представляющая собой последовательную потерю памяти от настоящего к прошлому. Причиной разрушения памяти в подобных случаях значится органическая атрофия головного мозга, которая встречается при болезни Альцгеймера и . Такие больные плохо воспроизводят следы памяти (речевые расстройства), например, они забывают названия бытовых предметов, которыми пользуются ежедневно (тарелка, стул, часы), но при этом знают, для чего они предназначены (амнестическая афазия). В других случаях пациент просто не узнает вещь (сенсорная афазия) или не знает, для чего она нужна (семантическая афазия). Не следует, однако, путать привычки «радивых» хозяев найти применение всему, что имеется в доме, даже если оно предназначено совсем для других целей (из отслуживших свой срок кухонных часов в виде тарелки можно сделать красивое блюдо или подставку).

Это ж надо такое выдумать!

Парамнезии (искажение воспоминаний) тоже относят к нарушениям памяти, и среди них выделяют следующие виды:

  • Конфабуляцию , при которой фрагменты собственной памяти улетучиваются, а их место занимают придуманные пациентом истории и преподнесенные им «на полном серьезе», поскольку сам он верит в то, о чем говорит. Больные рассказывают о своих подвигах, небывалых достижениях в жизни и работе и даже иногда о преступлениях.
  • Псевдореминисценцию – замену одного воспоминания другим событием, которое в действительности имело место в жизни пациента, только совсем в иное время и при иных обстоятельствах (синдром Корсакова).
  • Криптомнезию , когда пациенты, получив информацию из различных источников (книги, кино, рассказы других людей), выдают ее за пережитые им самим события. Словом, больные в силу патологических изменений идут на невольный плагиат, который характерен для бредовых идей, встречаемых при органических расстройствах.
  • Эхомнезию – человек чувствует (вполне искренне), что с ним это событие уже происходило (или видел во сне?). Конечно, подобные мысли иной раз посещают и здорового человека, но разница в том, что больные придают таким явлениям особую значимость («зацикливаются»), а здоровые просто быстро об этом забывают.
  • Полимпсест – данный симптом существует в двух вариантах: кратковременные провалы в памяти, связанные с патологическим алкогольным опьянением (путаются эпизоды минувшего дня с давно прошедшими событиями), и совмещения двух разных событий одного периода времени, в конечном итоге, пациент сам не знает, что же было на самом деле.

Как правило, этим симптомам при патологических состояниях сопутствуют другие клинические проявления, поэтому, заметив у себя признаки «дежа вю», не нужно спешить ставить диагноз – такое бывает и у здоровых людей.

Снижение концентрации внимания влияет на память

К нарушениям памяти и внимания, потере способности сосредотачиваться на конкретных объектах относят такие патологические состояния:

  1. Неустойчивость внимания – человек постоянно отвлекается, перескакивает с одного предмета на другой (синдром расторможенности у детей, гипомания, гебефрения – психическое нарушение, развивающееся, как одна из форм шизофрении, в юношеском возрасте);
  2. Ригидность (замедленность переключения) с одной темы на другую – данный симптом весьма характерен для эпилепсии (кто общался с такими людьми, тот знает – пациент постоянно «застревает», что затрудняет ведение диалога);
  3. Недостаточная концентрация внимания – про таких людей говорят: «Вот какой рассеянный с улицы Бассейной!», то есть, рассеянность и плохую память в подобных случаях часто воспринимают, как особенности темперамента и поведения, что, в принципе, нередко соответствует действительности.

Несомненно, снижение концентрации внимания, в частности, будет негативно сказываться на всем процессе запоминания и хранения информации, то есть, на состоянии памяти в целом.

Дети быстрее забывают

Что касается детей, то все эти грубые, непреходящие нарушения памяти, свойственные взрослым и, особенно, пожилым, очень редко отмечаются в детском возрасте. Проблемы с запоминанием, возникающие по причине врожденных особенностей, требуют коррекции и при умелом подходе (насколько это возможно) могут немного отступать. Известно много случаев, когда усилия родителей и педагогов в прямом смысле творили чудеса при синдроме Дауна и других видах врожденной умственной отсталости, однако здесь подход индивидуальный и зависимый от разных обстоятельств.

Другое дело, если малыш родился здоровым, а проблемы появились в результате перенесенных неприятностей. Так вот у ребенка можно ожидать несколько иную реакцию на различные ситуации:

  • Амнезия у детей в большинстве случаев проявляется провалами в памяти в отношении отдельных воспоминаний об эпизодах, имевших место в период помрачнения сознания, связанного с неприятными событиями (отравления, кома, травма) – не зря говорят, что дети быстро забывают;
  • Алкоголизация подросткового возраста тоже протекает не так, как у взрослых – отсутствие воспоминаний (полимпсесты ) на события, происходящие во время опьянения, появляется уже на первых этапах пьянства, не дожидаясь диагноза (алкоголизм);
  • Ретроградная амнезия у детей, как правило, затрагивает небольшой промежуток времени до травмы или болезни, да и выраженность ее не столь отчетливая, как у взрослых, то есть, у ребенка потерю памяти не всегда можно и заметить.

Чаще всего у детей и подростков наблюдается нарушение памяти по типу дисмнезии, что проявляется ослаблением способностей запоминать, хранить (ретенция) и воспроизводить (репродукция) полученную информацию. Расстройства подобного типа более заметны у детей школьного возраста, поскольку сказываются на успеваемости в школе, адаптации в коллективе и поведении в повседневной жизни.

У малышей, посещающих детские дошкольные учреждения, симптомами дисмнезии являются проблемы с запоминанием стишков, песенок, дети не могут участвовать в детских утренниках и праздниках. Невзирая на то, что детский сад малыш посещает постоянно, каждый раз, приходя туда, он не может самостоятельно отыскать свой шкафчик, чтобы переодеться, среди других предметов (игрушки, одежда, полотенце) ему трудно найти свои. Дисмнестические нарушения заметны и в домашней обстановке: ребенок не может рассказать, что было в саду, забывает имена других детей, прочитанные многократно сказки каждый раз воспринимает, как будто, слышит их впервые, не помнит, как зовут главных героев.

Преходящие нарушения памяти и внимания, наряду с утомляемостью, сонливостью и всякими вегетативными расстройствами, нередко отмечаются у школьников при различной этиологии.

Прежде лечения

Прежде чем приступить к лечению симптомов нарушения памяти, нужно поставить правильный диагноз и узнать, чем вызваны проблемы пациента. Для этого необходимо получить как больше информации о его здоровье:

  1. Какими заболеваниями он страдает? Возможно, получится проследить связь между имеющейся патологией (или перенесенной в прошлом) с ухудшением интеллектуальных способностей;
  2. Нет ли у него патологии, которая напрямую приводит к нарушению памяти: деменции, сосудистой недостаточности головного мозга, ЧМТ (в анамнезе), хронического алкоголизма, лекарственных нарушений?
  3. Какие медикаментозные препараты принимает пациент и связано ли ухудшение памяти с применением лекарств? Отдельные группы фармацевтических средств, например, бензодиазепины в числе побочных эффектов имеют подобного рода нарушения, которые, впрочем, носят обратимый характер.

Кроме этого, в процессе диагностического поиска весьма полезным может стать , позволяющий выявить метаболические нарушения, гормональный дисбаланс, дефицит микроэлементов и витаминов.

В большинстве случаев при поиске причин ослабления памяти прибегают к методам нейровизуализации (КТ, МРТ, ЭЭГ, ПЭТ и др.), которые помогают обнаружить опухоль ГМ или гидроцефалию и, вместе с тем, дифференцировать сосудистое поражение мозга от дегенеративного.

В методах нейровизуализации возникает необходимость еще и потому, что нарушение памяти на первых порах может быть единственным симптомом серьезной патологии. К сожалению, наибольшие трудности в диагностике представляют депрессивные состояния, заставляющие в иных случаях назначать пробное антидепрессивное лечение (чтобы узнать, есть депрессия или ее нет).

Лечение и коррекция

Нормальный процесс старения сам по себе предполагает некоторое снижение интеллектуальных способностей: появляется забывчивость, запоминание дается не так легко, падает концентрация внимания, особенно, если «зажало» шею или поднялось давление, однако подобные симптомы не так значительно влияют на качество жизни и поведение в быту. Пожилые люди, адекватно оценивающие свой возраст, учатся сами себе напоминать (и быстро вспоминать) о текущих делах.

Кроме этого, многие для улучшения памяти не пренебрегают лечением фармацевтическими средствами.

Сейчас существует ряд препаратов, способных улучшить работу мозга и даже помочь в выполнении задач, требующих значительных интеллектуальных усилий. В первую очередь, это – (пирацетам, фезам, винпоцетин, церебролизин, циннаризин и др.).

Ноотропы показаны немолодым людям, имеющим определенные возрастные проблемы, которые окружающим пока не заметны. Препараты данной группы подойдут для улучшения памяти при нарушении мозгового кровообращения, вызванного другими патологическими состояниями головного мозга и сосудистой системы. Кстати, многие из этих лекарственных средств успешно применяются и в педиатрической практике.

Однако ноотропы – лечение симптоматическое, а для получения должного эффекта нужно стремиться к этиотропному.

Что касается болезни Альцгеймера, опухолей, психических расстройств, то здесь подход к лечению должен быть очень специфическим – в зависимости от патологических изменений и причин, их повлекших. Единого рецепта на все случаи нет, поэтому и посоветовать пациентам нечего. Нужно просто обращаться к врачу, который, возможно, прежде чем назначить препараты для улучшения памяти, отправит на дополнительное обследование.

Сложна у взрослых людей и коррекция нарушений психической деятельности. Пациенты с плохой памятью под наблюдением инструктора заучивают стихи, разгадывают кроссворды, упражняются в решении логических задач, однако тренировки, принося некоторые успехи (вроде бы уменьшилась выраженность мнестических расстройств), все-таки особо значимых результатов не дают.

Коррекция памяти и внимания у детей, помимо лечения с помощью различных групп фармацевтических препаратов, предусматривает занятия с психологом, упражнения для развития памяти (стихи, рисунки, задачи). Безусловно, детская психика более мобильна и лучше поддается коррекции в отличие от психики взрослой. У детей есть перспектива прогрессивного развития, в то время как у людей в возрасте прогрессирует только обратный эффект.

Видео: плохая память – мнение специалиста


Как часто вы что-то теряете?
Забываете куда положили ключи, пульт, очки.
После ухода из дома пытаетесь вспомнить выключен ли чайник, утюг и т.д.

Вы узнаете

— Как перестать забывать, куда вы что-то положили;
— Как быстрее находить предметы;
— Из-за чего вы забываете.

Почему так происходит?

Еще пару лет назад я был растерянным, а друзья говорили, что у меня дырявая голова.
Помимо того, что я быстро все забывал, так еще я не мог вспомнить, куда положил какой-то предмет, который минуту назад только держал в руках.

Я думал, что у меня действительно очень плохая память. Как у рыбы

Пару годами позже я копнул вглубь, чтобы понять, в чем проблема.

Перед тем, как вы узнаете, как не забывать, я расскажу вам корень проблемы. Часто все проблемы решаются, зная только, откуда они начали расти.

Все элементарно, плохая память тут почти не причем.
Основная проблема заключается в плохом внимании

Почему память «Почти» не причем? Потому что память = вниманию.
Чем хуже память, тем хуже внимание. И наоборот.

Соответственно, когда вы не можете вспомнить куда положили пульт, это не означает, что вы забыли, это значит, что даже и не обратили внимания, куда положили его.

Для большего понимания перейдем к примеру.

Пример из жизни

Когда я жил в Альметьевске у меня был питбуль по кличке Цезарь.
Каждое утро и вечер мы ходили бегать.
В один вечер после прогулки я снял с него ошейник и бросил в ванную комнату.
Проснувшись на следующее утро, я долго искал ошейник, потому что забыл, куда его положил.

Когда я нашел его в ванной, так я сразу вспомнил, что положил его в ванную, хотя вроде и не забывал. Это и есть пример плохого внимания.

Как улучшить внимание

Методов по улучшению внимания очень-очень много, например, заниматься мнемотехникой.
Но мы возьмем самый простой метод, который не только улучшит ваше внимание, но и научит вас не забывать, куда вы кладете предметы.

Каждый следующий раз после прогулок я начал оставлять ошейник Цезаря по всем комнатам и уголкам дома, специально осознавая, где я его оставил.
Например, если я повесил ошейник на дверь, то я специально посмотрю на него 1 секунду, осознавая, что я его оставил именно там.
А просыпаясь на следующее утро, я сразу знал, где лежит ошейник.

С тех пор забывание мое снизилось с 95% до 5%, невозможно следить все время за всем.
Помимо того, что я разучился забывать, так у меня еще появился побочный эффект.

Побочный эффект

Практикуясь всего 1 неделю не только на ошейнике, но и с пультом, ключами, телефоном, деньгами (часто их терял. Когда мама давала деньги и список покупок, я приходя с магазина домой, с пустыми руками, из-за того, что забыл деньги дома, я еще их искал по дому, потому что забывал, куда их положил) и выключением утюга, до сих пор неизвестно который кто именно — или я, или мама не выключили (все обошлось только поломкой утюга), я заметил одну вещь.

Когда я что-нибудь искал в доме, то я знал заранее, где находились эти предметы, хотя не я их туда положил, и я даже не обращал внимания, что они находились там, где я полагал.

Например, ножницы у нас в семье — это предмет с «Ногами».
Нельзя было их так просто найти на своем месте. Все время ими кто-то пользуется и оставляет где попало.

Но в один день, когда они мне понадобились, я точно понимал, где они находятся, но был не уверен в этом, когда я пришел к этому месту, так оказалось, что моя память меня не подвела.
Но я даже не знал, что они там лежали.

Как это произошло.
Оказывается, когда я начал специально обращать внимание на предметы, которые где-то оставлял, то мое внимание начало цеплять не только их, но и предметы, которые бросались мне случайно в глаза, даже, которые осознанно не видел.
То есть мозг понял задачу, которую я у него просил и начал запоминать больше, чем я от него требовал.

Действуйте прямо сейчас

Начните прямо сегодня, а лучше прямо сейчас.
Подумайте, что чаще всего вы теряете.

Пульт? Телефон? Очки?
А теперь намотайте на ус, что при следующем использовании этого предмета, перед тем как его кинуть подальше в угол вы должны осознанно понять, что вы его туда кидаете.

То есть положили телефон под кровать, подумали об этом сразу же. О том, что он под кроватью. А далее идете заниматься своими делами.

Сделайте это привычкой.
Старайтесь обращать внимание на все, что вы оставляете или делаете. Даже выключая чайник или закрывая дверь на замок обращайте внимание на то, что вы это точно сделали.

Мне часто говорят, что они не могут сделать это привычкой, они забывают, что надо это делать.
Когда я завожу новую привычку, я вешаю такую картонку на видном месте.

Она мне постоянно напоминает о том, что я должен не забыть выполнить что-то.
Создайте «напоминалку» для себя, чтобы всегда быть в курсе того, что вы должны не забывать обращать внимание на оставленные предметы.

А через 1-2 недели это станет привычкой, и вы начнете неосознанно обращать внимание на все, что берете или кладете.

Нажмите Ctrl-D

Эта комбинация клавиш, добавит данную статью в ваши закладки браузера. Если воспользуетесь данной техникой, то не забудьте написать в комментариях, помогла ли она вам и что с ее помощью вы перестали забывать или терять.

Если вы знаете или пользуетесь более эффективной техникой, то напишите о ней в комментариях.
Спасибо)

Журналист Джошуа Фоер за год перепробовал десятки техник развития памяти и стал победителем чемпионата мира по запоминанию (есть и такие соревнования).

Включайте воображение

Лучше всего запоминаются те вещи, которые приковывают ваше внимание. Превратите скучную информацию, которую необходимо запомнить, в яркие образы. Если вам нужно не забыть купить бутылку вина, молоко и яблоки, нарисуйте в своём воображении образ каждого предмета из этого списка. Уделяйте внимание деталям: запаху, цвету, вкусу и даже ощущениям от прикосновения к ним. Не стесняйтесь использовать «горячие» образы - считается, что они запоминаются лучше остальных. Например, если вы представите не просто пакет молока, а купающуюся в молоке любимую супермодель, точно не забудете купить продукт.

Рисовать в воображении следует прекрасные или, напротив, страшные образы. Например, чтобы не забыть про покупку яблок, представьте их гнилыми, червивыми и сморщенными. Кстати, «живые» образы остаются в памяти дольше, так что включите воображение и попробуйте «одушевить» неживой предмет, ту же бутылку вина - представьте, что она умеет петь или говорить по-испански, и вы точно не уйдёте без неё из супермаркета.

Ищите ассоциации

Новая информация должна взаимодействовать со старой - той, которая уже есть у вас в голове. Вы часто забываете имена и даты рождения? Неудивительно: эти данные ни о чём не говорят. Но если при знакомстве человек назовёт вам свою профессию, вы её наверняка запомните хотя бы потому, что любая профессия с чем-то ассоциируется. Чтобы так же легко запоминать имена, фамилии и даты, связывайте их с тем, что для вас значимо и способно вызвать ассоциацию.

Будьте немного актёром

Если вам нужно запомнить большой кусок текста для презентации, разделите его на фрагменты и свяжите каждый из них с эмоцией или физическим действием (эту методику часто используют актёры). Например, фразу «возьмите ручку» будет легче запомнить, если произнося её, вы сами возьмёте в руку пишущий предмет.

Стройте «дворцы памяти»

Представьте себе пространство, которое хорошо знаете - например вашу комнату, кабинет, улицу, по которой ходите каждый день, - и наполните его образами того, что хотите запомнить. Эти «дворцы памяти» могут быть любыми, но в них должна быть определённая последовательность. Фокус в том, что так вы научитесь запоминать события в хронологическом порядке.

Не заучивайте фразы слово в слово

Нужно запомнить длинный текст? Не стоит его зубрить. Во-первых, это долго, во-вторых, неэффективно. Воспользуйтесь простой техникой: разделите текст на отдельные блоки и озаглавьте каждый из них. А дальше используйте ассоциации или постройте «дворцы памяти», чтобы запомнить каждую из частей.

Используйте рифму

Запомнить рифму несложно. Согласитесь, фраза «это тигрица, которая злится, потому что ей не спится» отложится в голове гораздо быстрее, чем «это животное из семейства кошачьих, которое находится в состоянии агрессии, потому что ему не удаётся заснуть».

Делите длинные числа на части

Номер вашей кредитной карты разделён на четыре блока не просто так, а для удобства запоминания: четыре четырёхзначные числа запомнить проще, чем 16 цифр подряд. Комбинацию 220641090545 трудно выучить. Но попробуйте разбить её на четыре части - 220, 641, 090, 545, или на два фрагмента - 22/06/41 и 09/05/45, и задача упростится. Вы также можете связать цифры с каким-то событием, в данном случае с датами Великой Отечественной войны.

Рисуйте и чертите

Чтобы запомнить информацию, рисуйте, чертите схемы, используйте символы. Это развивает образное мышление и помогает находить правильные ассоциации, а значит, и лучше запоминать.

«Превращайте» цифры в героев

ЧДП (человек - действие - предмет) - ещё одна эффективная техника запоминания. Для начала вы должны подготовиться: представьте каждое двузначное число от 00 до 99 в виде образа какого-то человека, совершающего действие над тем или иным предметом. Например, число 13 может стать Дэвидом Бекхэмом (человек), который бьёт (действие) по мячу (предмет), цифра 34 может превратиться во Фрэнка Синатру (человек), поющего (действие) в микрофон (предмет), а число 79 - в Супермена (человек), летящего (действие) в плаще (предмет). Придумайте свои образы для каждого двузначного числа - эти образы должны быть постоянными. А теперь попробуйте объединить три образа, чтобы запомнить шестизначное число: 133479 «превращаются» в Дэвида Бекхэма (человек из числа 13), поющего (действие из числа 34) в плаще (предмет из числа 79). Запомнить один яркий образ мозгу намного проще, чем целый ряд цифр. А вспомнив образ, вы легко сможете «перевести» его в число.

Регулярно тренируйтесь

Будьте готовы: ваш мозг не сразу привыкнет к новому режиму работы. Но если вы возьмёте в привычку выделять на тренировку памяти всего по 15 минут в день, то уже через пару-тройку недель заметите первые результаты.

Рассказать друзьям:

Вконтакте

Одноклассники

07 / 12 / 2016

Показать обсуждение

Обсуждение

Комментариев пока нет

26 / 08 / 2017

Невролог Дэвид Перлмуттер разработал программу, которая помогает сохранить эффективность мозга.

09 / 08 / 2017

Необычные эксперименты на спящих добровольцах помогли нейрофизиологам доказать, что человек может запоминать новую информацию только во время фазы "быстрого" сна, говорится в статье, опубликованной в журнале Nature Communications.

10 / 07 / 2017

Итальянские исследователи пришли к выводу, что при ежедневном употреблении шоколада уменьшается риск нейродегенеративных заболеваний.

04 / 07 / 2017

Эксперты в области неврологии из Великобритании рассказали на страницах прессы о тех продуктах питания, которые оказывают выраженное позитивное влияние на функции головного мозга человека. Одними из лучших, по их словам, являются оливковое и миндальное масло.

31 / 05 / 2017

Исследователи из США назвали приятные воспоминания лучшим способом борьбы со стрессом. Они заявили, что память может значительно помочь людям в сложных ситуациях, когда человек испытывает стресс.

25 / 05 / 2017

Ученые надеются использовать свое открытие в лечении таких болезней, как эпилепсия.

10 / 05 / 2017

Самая простая методика среди эффективных.

27 / 04 / 2017

Как не завалить ЕГЭ и другие экзамены.

21 / 04 / 2017

Американские ученые исследовали когнитивные способности студентов в зависимости от времени суток. В результате, специалисты пришли к выводу, что учебные занятия должны начинаться после 11 часов утра.

06 / 04 / 2017

Исследователем образования Ульрих Бозер рассказал о природе памяти изданию The Atlantic. «Теории и практики» перевели интервью, в котором Бозер объясняет, почему некоторые популярные техники запоминания не действуют.

30 / 01 / 2017

Дефицит железа в организме связывают с усталостью, низкой работоспособностью и плохой успеваемостью.

21 / 12 / 2016

Новое исследование специалистов из Университета Иллинойса подтвердило: брокколи, шпинат и яичные желтки полезны для мозга, благодаря высокому содержанию антиоксиданта лютеина. Последний, напомним, не синтезируется организмом человека, а поступает с пищей.

14 / 11 / 2016

Многие школьники и студенты не представляют, как эффективно запоминать нужную информацию, и поэтому используют подход, который обычно называют зубрежкой. Чтобы лучше понять и запомнить детали, один и тот же текст читается несколько раз. Все, кто использовал такой метод в школе, или, к сожалению, продолжает использовать и во взрослом возрасте, знает его основные недостатки: быстро пропадает интерес, рассеивается внимание, плохо запоминаются детали.

24 / 10 / 2016

Нужная информация лучше запомнится, если после ее заучивания устроить для себя пробежку - такой способ вполне могут взять на "вооружение" студенты, которым приходится запоминать большой массив информации к экзаменам.

30 / 08 / 2016

Ученые из Хельсинкского университета и Высшей школы экономики провели исследование, показавшее, что изучение языка повышает пластичность мозга и его способность кодировать информацию. Так, чем больше иностранных языков учит человек, тем выше становится обучаемость.

25 / 07 / 2016

Есть целый класс лекарственных препаратов, которые популярны среди студентов. Считается, данные средства помогают учиться. Но, на самом деле, они вредят мозгу, говорят специалисты. Как передает The Daily Mail, по мнению Надиры Фабер из Оксфордского Университета, препараты способны ослаблять кратковременную память.

18 / 07 / 2016

Американские ученые из Университета Раш рассказали о полезном влиянии корицы на работу мозга.

11 / 07 / 2016

Списывание - печальная реальность современного российского образования. Цена обмана, как правило, невысока, а искушение велико - часто полгода работы оцениваются лишь по одному экзамену. Life.ru собрал забавные и, местами, поучительные истории о том, как студенты и абитуриенты жульничают.

05 / 07 / 2016

Частота чтения книг и уровень их содержания влияет на способности студентов к письменной речи. О результатах исследования, опубликованных в Международном издании бизнес-администрирования, пишет издание Quartz.

30 / 06 / 2016

Движение помогает человеку быстрее усваивать информацию, а постоянные занятия спортом стимулируют умственную активность. Британский нейробиолог Бен Мартинога (Ben Martynoga) собрал исследования учёных разных стран о влиянии на мозг физической активности в колонке для The Guardian.

15 / 06 / 2016

В разгар летней сессии несколько полезных советов, которые помогут в подготовке к экзаменам.

15 / 06 / 2016

Какие автоматические установки мешают учить, учиться и исследовать, как их распознавать и бороться с ними.