Почему двухлетний ребенок не говорит. Если ребенок в два года не говорит: причины и обучение Почему ребенок плохо разговаривает в 2 года

Некоторые родители мечтают о том, чтобы ребенок помолчал хотя бы пять минут, но непоседа все время что-то комментирует. А некоторые мамы и папы мечтают о том, чтобы чадо хоть что-то сказало. Но чадо упорно молчит.

В 1 год, как правило, они только начинают беспокоиться по поводу детского молчания, в 2 года уже готовы бежать с ребенком-молчуном по врачам и психологам. Если малыш не говорит в 3 года, это повод для серьезной тревоги.

Помочь родителям разобраться со сроками становления детской речи помогает известный педиатр Евгений Комаровский.

Развитие речи

Если у ребенка не развивать речь, то он не заговорит. Сроки начала осмысленного говорения - понятие довольно индивидуальное. Одни дети переходят от слогов к попыткам произнести слова еще до года, другие только пытаются сделать это к 2 годам.

Есть среднестатистические сроки, при сильном отставании от которых можно заподозрить у ребенка задержку речевого развития:

  • В 3 месяца малыши начинают гулить;
  • В 6-8 месяцев они могут лепетать;
  • Девочки к 10 месяцам обычно произносят свое первое слово. Мальчики делают это ближе к 12 месяцам.
  • В 1,5 года ребенок вполне способен произносить около десятка слов.
  • К 2 годам он обычно знает местоимения, количество слов в лексиконе в норме нарастает стремительно.
  • К 3 годам здоровый развитый малыш может без проблем произносить около 350 слов, свободно оперировать ими, склонять, выражать свои эмоции.
  • В 4 года словарный запас малыша уже более полутора тысяч слов;
  • В пять лет лексикон возрастает вдвое, ребенок знает и произносит более 3000 слов.

Способность говорить без способности слушать существовать не может, а потому для развития речевых данных при ребенке и с ним нужно много разговаривать.

Начинать специалисты советуют с внутриутробного периода - разговор мамы с будущим ребенком идет на пользу обоим. На поздних сроках беременности плод уже прекрасно воспринимает звуковые колебания.

После рождения общение с малышом должно быть непрерывным. Пусть он не понимает ни слова из того, что вы говорите, но он обязательно должен много и часто слушать человеческую речь.

Малышам до полугода очень важно наблюдать артикуляционный аппарат мамы и папы, к этому возрасту он начинает улавливать связь между звуком и движением губами. Кроха и сам пытает имитировать то, что слышит. Сначала это гуление, а затем лепет.

При должном терпении родителей и регулярных занятиях, основанных на повторении новых слов, на связи слов с образами, малыши осваивают речь с удовольствием, их словарных запас увеличивается практически ежедневно.

Даже если малыш не торопится говорит самостоятельно, у него при правильном развитии должна к 2 годам быть развита пассивная речь. Такого карапуза можно попросить совершить два последовательных действия - взять предмет и передать его кому-то из членов семьи.

К трем годам обычно даже плохо разговаривающие дети должны уметь выстаивать цепочку из трех последовательных действий на основании понимания пассивной речи.

Однако это теория. На практике все бывает не так радужно, и порой родители начинают волноваться и расспрашивать доктора о причинах задержки речевого развития.

Задержка речи

Если не говорит ребенок 1-2 лет, волноваться рано, говорит Евгений Комаровский.

Возраст, в котором нужно серьезно отнестись с отсутствию речи - это 3 года. При этом родители должны четко сформулировать сами для себя и для своего врача, как именно малыш молчит: он не понимает взрослых или не разговаривает, но все понимает.

Часто кроха говорит, но его не понимают взрослые, потому что он мычит что-то непонятное, не заучивает названия предметов, называя их по-своему на своем, недоступном для взрослых, языке.

О том, что делать если ребенок не говорит можно найти ответ в следующем видео от доктора Комаровского.

Порой трехлетние дети говорят, но ограничиваются только отдельными словами, которые никак не могут увязать в предложения или даже словосочетания.

После того, как мама и папа как можно более полно обрисуют суть проблемы, можно начинать искать причины крохиного молчания.

Задержкой речевого развития у медиков считается такое состояние, при котором в трехлетнем возрасте отсутствует связная речь. При этом наличие фразовой речи в этом возрасте тоже считается отклонением от нормы, но не таким значительным.

По медицинской статистике, речевое отставание фиксируется у 7-10% малышей в возрасте 3 лет, причем мальчики значительно чаще молчат, чем девочки - на одну неговорящую девочку приходится 4 мальчика-молчуна.

Причины молчания

Самая основная и наиболее частая причина, которая мешает трехлетнему ребенку разговаривать, – проблемы со слухом . Они могут быть как врожденными, так и приобретенными.

Слух может быть снижен незначительно или существенно, вплоть до глухоты. Малыша следует показать отоларингологу. Он проведет визуальное исследование органов слуха, проверит способность малыша воспринимать звуки.

При необходимости будет назначена процедура тональной аудиометрии, которая с большой точностью показывает, насколько хорош слух.

Если проблем со слухом не обнаружится, родителям придется нанести визит детскому неврологу. При некоторых неврологических расстройствах страдает речевой центр, поэтому доктор должен будет выяснить, нет ли у малыша таких патологий. Вероятно, придется сделать МРТ, чтобы исключить возможность новообразований или дефектов строения головного мозга.

Комаровский утверждает, что аномалии и болезни мозга очень редко бывают причиной речевого отставания, но исключить такую вероятность полностью тоже нельзя.

Врожденная немота - явление чрезвычайно редкое при нормальном слухе, в ее основе лежат поражения речевого аппарата.

Если малыш обследован специалистами, и все из них как один утверждают, что ребенок совершенно здоров, молчание может иметь педагогические и психологические причины.

Иногда кроха может отказываться говорить после сильного пережитого стресса, страха, сильного испуга. Гораздо чаще причина молчания кроется в неправильном воспитательном подходе мамы и папы: если родители по вечерам больше общаются с виртуальными друзьями в интернете, чем со своим ребенком, который крутится рядом, то малышу просто негде получить достаточные навыки речевого общения. В этих вопросах можно обратиться к детскому психологу, психиатру.

Часто проблемы с говорением в трехлетнем возрасте есть у билингвальных детей, в семьях которых говорят сразу на двух языках.

Иногда причиной отсутствия речи могут быть психические заболевания, обычно врожденного характера (аутизм и т. д.). В 10% случаев задержки речевого развития в 3 года истинную причину установить не удается.

Если ребенок в 3 года говорит отдельные слоги, но не умеет складывать из них слова, или говорит отдельные слова, но никак не соберет их в словосочетания и предложения, Евгений Комаровский советует посетить невролога и логопеда.

А если малыш все понимает, но отвечает совершенно непонятными наборами звуков с сохранением интонаций, свойственных нормальной речи, ему требуется обязательная консультация логопеда.

Опасный возраст

Существует несколько возрастных периодов, когда формирование речи идет наиболее интенсивно, и любые негативные факторы могут сказаться на скорости этих процессов (как ускорить, так и замедлить):

  • 6 месяцев. Если в этом возрасте у ребенка мало общения, то у него не формируется потребности говорить, имитировать звуки, лепетать.
  • 1-2 года. В этом возрасте идет активное развитие корковых речевых зон. Сильный стресс, частые заболевания, отсутствие общения, травмы могут привести к замедлению корковых метаморфоз.
  • 3 года. В этом возрасте формируется связная речь. Экзогенные факторы могут затормозить этот процесс.
  • 6-7 лет. При воздействии негативных фактором в этом возрасте ребенок уже вряд ли замолчит совсем, но вполне возможны нарушения речевых функций (заикание).

Как научить говорить

Если причина задержки речевого развития - органическая (заболевания слуха, неврологические отклонения , патологии речевого аппарата или речевого центра головного мозга), то Комаровский советует начать с устранения этой причины.

Ребенку должно быть назначено адекватное лечение в зависимости от диагноза. Параллельно с этим доктор обязательно даст рекомендации по проведению занятий для развития речи.

Если причина молчания ребенка кроется в социальных, педагогических или психологических проблемах, также следует устранить факторы, мешающие малышу выражать свои мысли при помощи речи.

О том, как помочь ребенку научиться разговаривать расскажет доктор Комаровский в следующем видео.

Евгений Комаровский утверждает, что иногда вполне достаточно отдать трехлетку с острым дефицитом общения в семье в детский сад . В детском коллективе многие мальчики и девочки учатся говорить куда быстрее, чем в компании взрослых.

Родители, которые решили развивать речь трехлетнего чада при отсутствии заболеваний, вызвавших молчание, самостоятельно должны приготовиться к небыстрому и трудоемкому процессу. Помочь им в этом может детский психолог или детский психотерапевт, если такой специалист есть в вашем городе. Залог успеха на 70% кроется именно в усилиях и стараниях родителей.

Воспринимайте своего ребенка как отдельную личность, такую же значимую и важную, как каждый взрослый в вашей семье. Говорите с ним, обсуждайте важные вопросы и ежедневные, бытовые (что приготовить на ужин, куда пойти в выходной на прогулку и т. д.). Даже если ребенок в первое время ничего не будет отвечать, у него начнет формироваться полезная привычка - общаться. Параллельно с ней начнется развитие внутренней речи, лучшее понимание пассивной речи.

Гиперопека родителей может стать причиной отсутствия мотивации говорить. Если мама спрашивает, какое яблоко хочет малыш - зеленое или красное, и сама же за него отвечает (красное, ведь оно вкуснее), то у ребенка просто нет возможности подобрать слова и ответить.

Если такие ситуации повторяются регулярно, то у крохи входит в привычку молчать. Если эта ситуация повторяет вашу, измените свое отношение к ребенку и освободите его от чрезмерной опеки.

Не стоит поощрять сюсюканье и лепет. Если мама вслед за малышом будет называть предметы вокруг его же языком, употреблять довольно много уменьшительно-ласкательных суффиксов (машиночка, кашка, папочка, сыночек и т. д.), то у ребенка не будет формироваться правильной речевой функции.

Слова с такими суффиксами произносить значительно сложнее. Говорите с малышом как со взрослым человеком. Ему это будет приятно и полезно.

Включайте ребенку музыку. Песенки, звукоподражательные припевки, классическая музыка - все это благоприятно сказывается на способности воспринимать мир, звуки, речь.

Занятиями могут стать любые свободные минутки. Используйте каждый час, проведенный вместе с ребенком. По дороге в магазин или аптеку описывайте и обсуждайте с ним все, что происходит на улице: едет машина – она красная, она большая, идет собака – она маленькая, добрая, красивая.

Во время приготовления пищи мама может показывать ребенку кухонную утварь и называть ее вслух (ложка, кастрюля), а также продукты (яблоко, морковь, капуста, орех).

Если в семье несколько детей, то, как правило, проблемы с речевым развитием наблюдаются именно у младших. Психологи считают, что таким образом сказывается частое общение с другими детьми, поскольку оптимальным для развития речи считается все-таки общение со взрослыми.

Младшие детки из многодетных семей часто просто ленятся говорить как надо и в нужном объеме.

Чаще задавайте ребенку вопросы. Даже если он не может ответить на них, не переставайте спрашивать. Рано или поздно, сын или дочка обязательно отзовутся.

  • Доктор Комаровский делает акцент на том, что если ребенок не говорит более-менее связно в 3 года, это однозначный повод для обращения к врачу.
  • Оценивая речевые способности своего ребенка, родители должны брать в расчет не только то, сколько и что он говорит на данный момент, но и следить за динамикой речи: если малыш говорит определенное количество слов и в 2, и в 3 года, и его словарный запас практически не увеличивается, Комаровский называет это опасной тенденцией.
  • Если в три года ребенок отстает от нормативов и знает только десяток-другой слов, через пару месяцев лексикон увеличивается еще на десяток новых слов, это нормально. Хоть малыш по нормам и отстает, но в своем личном развитии у него наблюдается положительная динамика.
  • Ребенку с задержкой речи не стоит давать на длительное время гаджеты.
  • Вместо компьютерных игр и длительного просмотра мультиков устройте совместную прогулку, поиграйте с ребенком, почитайте ему книгу.
  • Не нужно сравнивать ребенка с другими детьми. Ваш – уникальная личность, другой такой нет, поэтому любые сравнения неуместны.

Прогноз

Если родители бросили все силы на то, чтобы начать развивать речевые функции трехлетнего ребенка, привлекли к этому специалистов, ребенок при необходимости получил лечение, то прогнозы довольно благоприятные. 85-90% детей полностью «догоняют» своих сверстников к 6-7 годам.

  • 3 года
  • Логопедические занятия
  • Не говорит

Формирование речи у маленьких детей происходит поэтапно. Сначала они улавливают звуки взрослых, затем учатся говорить первое слово. Но что делать, если ребенок в 2 года не разговаривает? Как отличить норму речевого развития от патологии и когда стоит обратиться за помощью к логопеду? Итак, давайте разбираться, где таится опасность, в чем причины и как помочь крохе самостоятельно разговориться.

Как развивается речь у ребенка

Когда на втором году жизни малыш не говорит либо мало произносит слов, родители нервничают и начинают искать причину возможных нарушений. Взрослым нужно понимать, что развитие речи ребенка – это сложный и длительный этап, который может не соответствовать общепринятым нормам. Одни дети овладевают речевыми навыками очень рано, другим нужно время. Поэтому, если в знакомых, ребёнок такого же возраста уже произносит фразы из 2-3 слов, а ваш «карапуз» молчит, значит нужно уделить больше внимания активному общению.


Перед начальным проявлением связной речи должно пройти несколько этапов:

  • от рождения до года – в первые два месяца мама и папа из уст младенца слышат только плач. После трех-четырех месяцев ребенок начинает агукать и гулить. Способность осваивать речь и вести диалог появляется после полугода. Малыш внимательно следит за общением родителей, копирует артикуляцию, движения губ и пытается воспроизводить некоторые несложные звуки.
  • от 1 года до 3 лет – к году начальная стадия формирования речевого аппарата завершается. Ребенок понимает значение многих слов, умеет правильно формировать связь между предложениями и конкретными объектами. Например, завидев собачку, он будет показывать пальчиком и протяжно лепетать «ав-ав», на бабушку, говорит слог «ба» и прочее.
  • от трех до семи лет – реже пропускает предлоги и отдельные слоги. В этот период ребенок учится хорошо говорить простыми предложениями. Развитие речевого общения можно улучшить с помощью игр и частых разговоров в кругу семьи.

Если малыш часто задает вопросы, старайтесь на них отвечать, даже когда устали после рабочего дня. В 4-5 лет кроха очень любознателен, он активно изучает язык и быстро усваивает полученную информацию. Поэтому во время общения произносить слова нужно в правильной интонации и ударении.

Как определить проблему?

Педиатры рекомендуют не волноваться раньше времени, если ребенок не говорит в 2 года. Вначале необходимо определить причины задержки развития речи (ЗРР) и только после этого принимать меры. Для этого необходимо посмотреть за поведением малыша. Ведь кто как не мама лучше знает своего младенца и может понять, есть ли отклонения от нормы.


Рассмотрим ситуации, которые потребуют медицинской консультации:

  1. Грудничок никак не хочет реагировать на шум и громкий звук, а также голоса родителей.
  2. В три-четыре месяца малыш не гулит и не проявляет физическую активность на общение (отсутствует улыбка, реакция и повороты в стороны на звуки голосов).
  3. 9-12 месяцев, наблюдается низкая вербальная активность либо кроха не лепечет.
  4. В годик ребенок не способен показать на названные предметы на картинках, иллюстрациях.
  5. 1,5 года, отсутствует реакция на имя, когда его зовут, не умеет произносить несложные слова (мама, папа).
  6. В 2 года ребенок неохотно говорит односложные предложения или произносит речь невнятно.
  7. На третьем году словарный запас насчитывает не более 30-ти односложных слов, ребенок неправильно проговаривает окончания.

Педиатры советуют молодым мамам не пропускать графика плановых осмотров детей. Ведь чем раньше выявлена патология речевого развития, тем проще начать адекватное лечение, либо составить для малыша методику интеллектуального обучения (при отсутствии неврологических расстройств).

Причины задержки речевого развития

Часто причиной отставания речи являются неврологические проблемы со здоровьем. Малыш плохо говорит в 2 и более года, а иногда и вовсе хранит молчание. В таких случаях малютка нуждается в медицинской помощи, и чем скорее это произойдет, тем легче вылечить патологию.


К основным причинам задержки речевого аппарата входят:

  • хронические болезни мамы, поражение ЦНС (центральной нервной системы) возникшие в ходе внутриутробного развития плода либо в послеродовой период;
  • пагубные привычки (курение, алкоголь, употребление наркотических, психотропных средств);
  • употребление лекарственных препаратов, противопоказанных в период лактации и беременности;
  • поздний токсикоз (гестоз) и угроза потери плода;
  • прием запрещенных антибиотиков;
  • недоношенность или продолжительность родов;
  • кислородное голодание (гипоксии плода);
  • черепно-мозговые травмы при родах;
  • инфекционные болезни (скарлатина, краснуха, корь, коклюш и пр.), перенесенные ребенком в столь раннем возрасте;

Отмечают также и физиологические причины, из-за которых ребенок не хочет говорить либо очень плохо разговаривает, это могут быть:

  • поражение слуха (тугоухость, глухота), в результате чего у детей ухудшается восприятие звука и процесс становления речи. Если в три года младенец не говорит, хотя раньше подавал позывы к разговору, следует посетить отоларинголога. Возможно у крохи врожденная либо приобретенная патология органов слуха;
  • недостаточное развитие речевого аппарата – отмечается обильное слюноотделение, открытый ротик. При патологии челюстных и лицевых мышц ребенку тяжело воспроизводить звуки, он не может глотать твердую пищу, появляется тошнота и рвота;
  • наследственные болезни или генетическая предрасположенность (например, замедленный рост нервных клеток у одного из родителей), также могут послужить причиной задержки речи у детей;
  • инфекционные болезни, которые поразили плод еще в период вынашивания ребенка. В итоге, у крохи нарушается процесс становления речевой деятельности, что отрицательно сказывается на его развитии и общении между людьми;
  • патология головного мозга или «аутизм». Такое болезненное состояние оборачивается тем, что кроха не может внятно говорить либо стремится уйти от контакта с окружающими.

Если по медицинским показателям все в норме, однако, ребенок в 2 года еще не говорит, либо плохо называет словосочетания из 2-3 слов, причины могут иметь социальный характер, а именно:

  1. Взрослые не уделяют внимания детям. Дефицит общения и запущенность – отбивают речевую активность, ребёнок закрывается, отсутствует интерес к окружающему и появляется устойчивое нежелание разговаривать.
  2. Стресс, частые ссоры в семье, испуг. Такие психологические нарушения замедляют появление речи. Чтоб выявить психологическую травму, следует обратить внимание на поведение малыша. Если он во время кормления часто вздрагивает ручками или ножками, кричит при появлении постороннего человека, либо у него имеются проблемы с недержанием мочи, следует побеспокоиться и проконсультироваться с врачом.
  3. Чрезмерная опека. Младенцу крайне необходимо общение и близость мамы и папы. Однако если переусердствовать с опекой, выполняя по первому требованию все желания и прихоти ребенка, то у него отпадет потребность разговаривать. А зачем? Ведь можно просто указать на интересующий предмет, немного покапризничать и получить желаемое.

Что делать родителям: Комаровский

Появление речи у ребенка индивидуально и зависит от многих факторов – физиологических, психологических и социальных. При обнаружении задержки интеллекта многие родители не знают, что делать и какие специалисты работают с такими детишками. Что советует врач Комаровский? Во-первых, призывает не паниковать, так как в большинстве случаев медицинская помощь не нужна. Во-вторых, чтоб научить малыша хорошо говорить, нужно создать благоприятную атмосферу в семье:

  • ограничить либо вовсе исключить просмотр телевизора, компьютера, планшета в присутствии детей;
  • больше уделять внимания двигательной активности, специальным логопедическим упражнениям и общению с малышом;
  • заниматься развитием мелкой моторики, которая напрямую зависит от работы речевого аппарата.


Старайтесь создать такие ситуации, при которых ребенок станет активнее разговаривать. Никогда не озвучивайте и не подталкивайте к произношению слов. Такие действия только усугубят ситуацию.

Важно! Если в семье все благополучно, малыш в 2 года физически развит нормально, но плохо говорит, нужно набраться терпения и подождать, пока он подрастет и станет старше.

По статистике, большинство современных детей позже начинают говорить, чем их сверстники, родившиеся в конце 90-х годов. Логопеды и неврологи объясняют это тем, что современные детки больше времени проводят за играми в телефоне либо подолгу сидят у телевизора, при этом они меньше общаются.

Обучающие методики произношения звуков

Существует ряд простых методик, способных научить кроху говорить слова и звуки, а также сложные конструкции речи:

  • Озвучивание предметов – изображений на картинках, иллюстрациях. Ребенок хорошо улавливает слова и пытается повторять за мамой. Здесь очень важна интонация и четкость произношения («это птичка», «здесь кошка»). Не настаивайте, если он что-то забыл, либо отказывается отвечать. Лучше повторить еще раз название изображенного объекта. Основная задача – это подтолкнуть упрямого малыша к разговору.
  • Чтение потешек, сказок, стишков, использование кукольных спектаклей. Следите за речью, чтоб ребенок отвечал правильно, просите повторять те слова, которые он не смог произнести или плохо выговаривает.

Развитие мелкой моторики

Научить ребёнка хорошо говорить можно с помощью пальчиковых игр. Педиатры советуют начинать обучение мелкой моторики рук с самого раннего возраста. Детям нравится изучать мир касательными движениями. Например, можно предложить считалку. Мама перечисляет названия животных на картинках и поочередно зажимает крохе пальчики. Для начала достаточно нескольких занятий в день. С каждым последующим месяцем, изучайте новые, более увлекательные игры.

Помните, что лепки из пластилина, перебирания бусинок, собирание пазлов, завязывание шнурков и прочие игровые занятия, должны соответствовать возрасту вашего ребенка.

Развиваем речь упражнениями

Почему многие современные дети в 2 года плохо говорят? Отсутствие прогресса в общении может свидетельствовать о несовершенстве артикуляционной системы – короткой уздечке языка, пониженном тонусе мышц. При таких нарушениях у малыша постоянно приоткрыт ротик, сильно выделяется слюна, он не может пережевывать твердые кусочки пищи.

Первые словосочетания и слова, которые произносятся ребёнком, способны вызвать особый трепет у родителя. С этого времени они начинают убеждать себя, что их ребёнок в скором времени сможет полноценно разговаривать большими фразами. Но такое происходит крайне редко.

Иногда происходит такое, что даже двухлетний малыш не способен нормально разговаривать, а выдаёт окружающим лишь какие-то непонятные звуки. Что делать, если малыш не говорит в двухлетнем возрасте? Как научить?

При всём этом ребёнок способен лишь мычать либо даже кричать, показывая на нужный ему предмет рукой. В тот момент у родителей происходит паника и непонимание такой проблемы у малыша. Они сразу задаются вопросом о том, стоит ли вести ребёнка на приём к лечащему специалисту. В каких случаях хватит того, что родитель просто подождёт – и в скором малыш сможет научиться разговаривать самостоятельно?

Главные этапы развития речи у малыша

От того, насколько малыш сможет свободно использовать свой родной язык, можно судить об уровне его умственных способностей и общем развитии , а также об успешности во взрослом возрасте. Именно по этой причине стоит развивать речь младенца с самого раннего возраста, следя за правильностью и грамотностью произношения (в соответствии с возрастом) и скоростью расширения словарного запаса у малыша. При этом родители не должны тратить время впустую, действуя при этом совершенно вслепую. С самого начала им нужно определить, какие этапы в развитии речи имеются у ребёнка.

Этапы развития речевых функций у малыша

Первый из них развивается с самого рождения и заканчивается в год. Такой этап развития малыша можно назвать довербальным . До возраста в три месяца ребёнок способен лишь воспринимать окружающие его звуки, а также голоса и речь близких для него людей. Но уже в это время у него развита потребность в активном общении.

Чем чаще будет происходить разговор родителей и ребёнка, тем быстрее у него разовьётся потенциал к переходу на следующий этап развития речи. При всём этом произносить слова нужно исключительно нежно, ласково, с улыбкой на лице . Это очень важно для закладки будущей дикции малыша.

К возрасту 6 месяцев ребёнок начинает активно осваивать искусство диалога. С самого начала он начинает активно произносить слова и слоги, которые способен понять только он. С их помощью он способен показывать на те предметы, которые необходимы ему для игры и увлекательной деятельности. По-своему называет ребёнок и близких для него людей, а со временем и некоторые действия. Родители обязаны не переходить на язык своего малыша, а стараться называть окружающие предметы правильно.

От одного года и до трёх лет происходит этап развития , когда начинает активно развиваться речь. Ребёнок старается научиться составлять из слогов полноценные слова и понимать их полное значение. В это время ему уже не обязательно видеть тот предмет, который он попросил у взрослого. Он способен самостоятельно назвать нужную ему вещь. На этом этапе развития он может быстро отвечать на вопросы взрослых людей, так как в это время он уже понимает смысл полного предложения.

В возрасте с трёх до семи лет малышу нужно пройти этап, который обозначен развитием речевого общения. В это время родной язык малыш начинает активно осваивать самостоятельно посредством игр и познания окружающего его мира.

Взрослые должны помнить о том, что на этом этапе развития речевых функций они должны грамотно оперировать словами и предложениями , стараться ответить на вопросы, которые может активно задавать малыш.

При всём этом разъяснения должны проходить не однозначно, а красноречиво, с большим количеством примеров.

Если родители приложили максимум усилий к правильному развитию ребёнка, то в ближайшем будущем он сможет отблагодарить их хорошей успеваемостью и отметками по всем предметам в школе.

Диагностика трудностей в речевой функции

На каждом из этапов формирования правильной речи взрослые люди обязаны внимательно наблюдать за поведением и характером ребёнка. Так, проведение ранней диагностики и выявление проблемы станет первым шагом на пути к выздоровлению малыша. Что должно насторожить маму и папу? Они обязаны начать тревожится лишь тогда, когда:

Каждый вышеописанный способ считается серьёзным поводом для обращения родителей к особому врачу. Это поможет исключить особую патологию либо осуществить её своевременное лечение.

Неврологические проблемы

Бывает, что двухлетний малыш не разговаривает, вытягивается из себя обрывки звуков, мычит и лишь указывает пальцем на интересующий его предмет. Такая ситуация может являться следствием неврологической болезни. Отмахиваться от проблемы и ждать, что всё разрешится само собой, не нужно. Чем быстрее родители приведут своего ребёнка на приём к лечащему специалисту и начнут лечение заболевания, тем это будет лучше для самого ребёнка.

Почему ребёнок не разговаривает в 2 года?

Речь у малышей формируется и развивается со временем . С самого начала происходит артикуляция и укрепление главных мышц. Это воздействует на подготовку речевого аппарата к выполнению своих прямых функций. Только после его полного укрепления малыш пытается начать общение с близкими для него людьми, используя в это время простые звуки, и пытается внимательно изучить произнесённые слова.

От одного года до полутора активный запас слов у малыша начинает быстро расширяться. Для второго года жизни ребёнка характерен своеобразный лингвистический прорыв. В этот промежуток времени то число слов, которые говорит ребёнок, увеличивается для него с каждым днём.

Если малыш не может разговаривать, когда ему исполнилось два года, то причины такого процесса чаще всего кроются в его развитии . К ним могут относиться:

  1. Особые проблемы со слуховым аппаратом. Данная патология способна привести к задержке в интеллектуальном развитии ребёнка и, конечно же, отрицательно сказаться на общей речи. Малыш, у которого имеется глухота либо полностью нет слуха, не может разговаривать нормально. Такие проблемы могут иметь либо врождённый характер, либо приобретённый. При этом именно они станут причиной того, что двухлетний ребёнок не может полноценно разговаривать. Но если в три года малыш не произносит слов, несмотря на то что какой-то промежуток времени его речь полностью соответствовала нормам произношения, то взрослые обязаны сводить своего малыша на осмотр к врачу- отоларингологу.
  2. Нарушения в процессе артикуляции и недоразвитость в речевом аппарате. Это может стать одной из причин того, что малыш в возрасте два года перестанет нормально разговаривать. слаборазвитые мышцы челюстей и лица приводят к особым трудностям локализации окружающих звуков. Данная патология способна быстро развиться в случае отлучения от груди слишком рано либо при наличии короткой уздечки под языком ребёнка. О процессах нарушения в артикуляции может говорить сильное слюнотечение, регулярно открытый рот и развитый рвотный рефлекс, который способна вызвать твёрдая пища. Такая патология чаще всего приводит к тому, что в два года ребёнок не может разговаривать.
  3. Генетическая предрасположенность. Почему малыш не может разговаривать в возрасте два года, не имея при этом совершенно никаких отклонениями в здоровье? Возможно в роду есть близкие, которые в этом возрасте также не спешили учиться произносить слова и выговаривать словосочетания. Причина этого преобладает в незрелости нервной системы ребёнка, что ведёт к замедлению процесса развития и роста клеток, которые активно отвечают за речевую деятельность малыша.
  4. Задержка в развитии в интеллектуальном плане. На нормальную речь ребёнка, без капли сомнения, способна повлиять генетическая патология, а также метаболические эффекты и синдром Дауна. Плохо влияют на процесс освоения родного языка и другие вирусные болезни, которые были перенесены ещё в утробе у матери.

Ребёнку 2 года. Не разговаривает. Что делать?

Большинство родителей сразу начинают беспокоиться и паниковать, когда их ребёнок, несмотря на то что ему уже исполнилось два года, не разговаривает как остальные дети. Что предпринимать в таких ситуациях? В первую очередь стоит устранить патологию развития слухового аппарата. Иногда случается так, что до возраста двух лет взрослые и не думают о том, что у ребёнка имеются особые проблемы. Следует также пойти к лечащему специалисту для осмотра на психологические заболевания малыша.

Как должны вести себя взрослые?

Конечно, если малыш в возрасте двух с половиной лет ещё не разговаривает, то можно подождать некоторое время . Но некоторые родители предпочитают, чтобы их ребёнок начал разговаривать так же как и соседский. Для этого стоит создать как можно благоприятные условия.

Малыш начинает производить озвучку всего происходящего вокруг лишь тогда, когда для этого будут установлены определённые условия , к примеру:

  1. Внимание со стороны родителей.
  2. Выключение телевизора, компьютера и других звуковых устройств.

При этом родители не должны предугадывать желание малыша и выполнять его лишь по одному взгляду. Нужно создать специальные условия, когда ребёнок будет вынужден попросить о чём-то у взрослых людей, а родитель в это время должен делать вид, что он не понимает намёков.

Развитие мелкой моторики у малыша

Ещё Павлов отметит использование мышечных ощущений, которые идут от речевого органа к коре головного мозга. Такое же происходит и у малыша , который начинает активно разговаривать, подражая мимике матери. После возраста в семь месяцев эта способность у малышей начинает быстро ослабевать. Именно по этой причине в дальнейшем стоит применять и другие методики. Специалисты отмечают, что совместно с речевым развитием совпадает и процесс развития пальцев на руках. Именно поэтому их моторику стоит развивать, чтобы обеспечить скорейшее развитие языка.

В полтора года задания должны уже быть более сложного уровня. Ребёнка нужно занимать процессом застегивания пуговиц либо завязывания узелков на одежде и ткани.

Речь – важнейшее средство коммуникации человека в социуме. Поэтому родители такое пристальное внимание уделяют этому аспекту. Многие постоянно сравнивают речевые способности своего крохи и окружающих детей – и порой начинают бить тревогу на ровном месте. Но случается и наоборот: родители не видят ничего страшного в том, что ребенок испытывает трудности в речевом плане, считая, что его время еще не пришло. Как же разобраться? Норма ли, если в 2 года ребенок не говорит? Как распознать тревожные сигналы и что делать в этом случае?

Ориентировочные нормы

Считается, что к 2 годам в активном словаре ребенка должно быть от 50 до 300 слов. Преимущественно это существительные и глаголы, но уже могут встречаться местоимения, предлоги и даже наречия. Появляются слова-обобщения (одежда, игрушки, фрукты, овощи, посуда, мебель), правда слова внутри этих групп кроха пока еще может путать, называя, к примеру, туфлями и тапочки, и сапоги, и ботинки. Все меньше остается в речи двухлетнего ребенка слов-подражаний (ав-ав, бибика). Малыш старается говорить слова полно и правильно, хотя это довольно сложно из-за возрастных особенностей речевого аппарата, который пока еще не готов к воспроизведению всех звуков. Но если ребенок говорит слова, то их уже могут понять не только мама или папа. При этом недостаток речевых возможностей ребенок активно восполняет другими средствами общения: мимикой, жестами, эмоциями.

Большая часть предложений – самые простые, с повествовательной или восклицательной интонацией. Зачастую они построены с ошибками согласования, но это считается нормальным в данном возрасте.

В 2 года малыш очень быстро накапливает и пассивный словарь – то, что понимает, но пока не может произнести.

Маленькие молчуны

Но если ребенок в 2 года не разговаривает – почему это происходит и является ли отклонением от нормы? Ведь все детки индивидуальны, к каждому нужен отдельный подход. Все верно. Но в любом случае причина отставания должна быть, и ее важно выявить как можно раньше. Ведь если дождаться возраста 5–6 лет и затем пойти к логопеду, исправить удастся уже мало что – время будет безнадежно упущено.

Для начала следует определиться, что родители понимают под словом «не говорит»:

  • совсем молчит;
  • не говорит и не понимает обращений к нему;
  • понимает все, но не говорит;
  • говорит меньше, чем хотелось бы взрослым;
  • говорит непонятные звуки, не похожие на слова;
  • не соединяет слова в предложения;
  • болтает на своем «тарабарском» языке.

В каждом случае степень отставания и перспективы коррекции будут разными. Но первоисточник проблем выяснить нужно обязательно. Ведь зачастую отставание в речевом плане обусловлено другими, возможно, пока скрытыми факторами.

Причин существует множество. За речевым отставанием часто могут скрываться куда более серьезные проблемы. Правда, факторов, не связанных с физическими патологиями, тоже может быть предостаточно.

Внешние причины

Это как раз то, что является источником задержки речи, но не является признаком физической или умственной неполноценности.

  • Особый психотип ребенка. Если он по природе «созерцатель», то постоянно погружен в осознание мира и свои мысли. Такие детки просто начинают активно говорить немного позже.
  • Появление младшего в семье. Ребенка сделали заложником ситуации, при которой все внимание уделяется менее самостоятельному малышу. Такие дети часто начинают разговаривать «как маленькие», пытаясь показать родителям, что они тоже беспомощны.
  • Дети-близнецы. Доказано, что такие малыши могут долго не разговаривать, ведь друг друга они понимают с полуслова.
  • Отсутствие мотивации. Такое часто случается в семьях с гиперопекой. При этом малейшие желания ребенка выполняются с полувзгляда, у него нет необходимости в выражении своих чувств и потребностей.
  • Педагогическая запущенность. Свойственна она, как правило, неблагополучным семьям, в которых детям не уделяется должного внимания. Но при этом постоянно создаются психотравмирующие ситуации (драки, крики, ругань, скандалы).
  • Дефицит общения. Когда мама и папа практически не разговаривают с малышом, мотивируя это сильной усталостью и занятостью, отправляют его в манеж или к телевизору, предоставляя самому себе, крохе просто не у кого учиться говорить.
  • Психологическая травма. Чаще всего это ранняя разлука с матерью. Возможно, она вынуждена была долго лежать в больнице, а ребенок оставался без нее. Или, наоборот, серьезно лечили самого малыша.

В таких случаях ситуацию достаточно легко исправить, обеспечив ребенку должные условия. Возможно, придется поработать с детским психологом. Но шансы выровнять речь весьма велики.

Внутренние факторы

Это физиологические особенности (нарушения, отклонения), в той или иной степени тормозящие развитие речевых навыков ребенка.

  • Проблемы со слухом. Часто случается, что органы слуха малыша не воспринимают частоту человеческой речи. При этом такие детки прекрасно слышат другие окружающие звуки, и родители недоумевают, почему их малыш упорно не хочет говорить. Он просто не слышит человеческую речь, чтобы учиться ей.
  • Патологии органов речи. Это может быть, к примеру, большой или слишком маленький язык, короткая подъязычная уздечка, расщепление нёба, аденоиды – все, что создает механические препятствия для нормального говорения.
  • Наследственность. Если среди близких родственников есть люди, которые имели проблемы с задержкой речи, то у ребенка, скорее всего, они будут выражены в большей степени. Такая задержка усугубляется в последующих поколениях и требует все более пристального внимания.
  • Патологии развития мозга и нервной системы. Они неизбежно потянут за собой и речевое отставание. Заниматься такими проблемами нужно очень серьезно.
  • Особенности созревания нервной системы малыша. Чаще всего такое отклонение встречается у недоношенных деток.

Однако нужно помнить, что детский организм уникален по своим способностям компенсировать отклонения при наличии своевременной помощи. Чем раньше выявить проблему, тем большего можно добиться. В противном случае задержка речи приведет к отставанию в познавательном, эмоциональном, психическом развитии.

Не ждите какого-то определенного возраста, чтобы начать коррекцию речи. Если врач говорит: «У вас мальчик, а они всегда немного припаздывают в развитии, можете быть спокойны до 4 – 5 лет», – найдите другого доктора, проконсультируйтесь с третьим. Время в таких случаях работает против нас. Важно найти хорошего специалиста, которому вы будете доверять и который сможет определить для вас реальный план действий.

Тревожные сигналы

Итак, ждать, когда малыш заговорит сам, нельзя. Ждать определенного возраста, чтобы пойти к логопеду, – тоже. Ведь зачастую помогать должен не только он, и не в 5 лет, а намного раньше.

Как же своевременно обнаружить возможные проблемы? Существует целый перечень признаков, которые должны стать поводом для консультации со специалистами:

К кому обращаться?

Что делать, если у ребенка обнаружены подобные признаки (не обязательно все)? Самое главное – не паниковать. Современная медицина может сделать очень многое для детей с задержкой речи. Главное условие при этом – не упустить сроки. Поэтому как только появятся тревожные симптомы, нужно пройти комплексное обследование. Кого посетить? Специалистов, в чьей компетенции могут находиться те или иные отклонения:

  • невролога;
  • психиатра;
  • оториноларинголога (лора);
  • сурдолога (если будут обнаружены проблемы со слухом);
  • психолога;
  • логопеда;
  • дефектолога.

Каждый из них может помочь ребенку в конкретном случае. Психолог, например, поможет справиться с психологическими травмами или барьерами, сурдолог – с врожденными или приобретенными проблемами со слухом, оториноларинголог – с проблемами органов артикуляции, невролог и психиатр разберутся с проблемами развития психических процессов и нервной системы малыша. Они могут назначить целый ряд всевозможных исследований (например, энцефалограмму, аудиограмму, эхограмму).

Все это поможет установить точную картину происходящего с ребенком и назначить адекватное лечение.

Родителям нужно быть готовыми к тому, что могут понадобиться не только коррекционные занятия, но и медикаментозная, и даже, возможно, хирургическая помощь (для исправления проблем со слухом или органами ротовой полости).

Ведь если в 2 года малышу могут поставить диагноз ЗРР – задержка речевого развития, в два с половиной – три года к нему может присоединиться ЗПР – задержка психического развития, то к 5 годам это почти всегда уже ЗПРР – задержка психоречевого развития.

Как заниматься с молчунами?

Даже если ребенок будет посещать занятия логопеда или дефектолога (хотя порой это очень дорого) – родители могут и сами заниматься с малышом дома, хуже точно не будет. При этом стоит помнить, что ребенок, который не говорит, требует особенной активности от взрослого: именно ему потребуется на первых порах все проговаривать, объяснять, спрашивать и отвечать, побуждая ребенка включаться в беседу.

Важно учитывать и возрастные особенности работы с двухлетками.

  • Они познают мир с помощью подражания взрослым, поэтому и все игры для речевого развития ребенок будет осваивать именно на примере взрослого.
  • Обучение такого малыша необходимо строить в игровой форме, позволяющей затронуть положительные эмоции – ведь именно они делают возможным обучение в этом возрасте.
  • Для закрепления навыка нужно многократное повторение.
  • В играх необходимо пользоваться только таким материалом, содержание которого соответствует опыту ребенка (он это видел и в состоянии понимать). Новый материал нужно вводить только после того, как ребенок познакомится с ним – вживую или на картинках. Например, городские детки часто не знают, кто такие куры и цыплята, а деревенские – что такое троллейбус или трамвай.
  • Изучение материала должно происходить от простого к сложному. На начальном этапе задания должны полностью соответствовать тому, что сейчас умеет ребенок. Каждую новую задачу перед ним ставят только после того, как он справляется с предыдущей.
  • Игры должны быть кратковременными, от 5 до 15 минут, ведь внимание ребенка 2 лет сложно удерживать дольше.
  • Для лучшего усвоения информации игра всегда должна иметь обозначенные начало, середину и конец.
  • Занятия должны быть построены на смене видов деятельности – игр, направленных на развитие разных навыков.
  • Полученные навыки нужно закреплять и переносить на другие занятия и в повседневную жизнь.
  • Малышам необходима постоянная похвала за малейшие успехи.

Во что играть?

Итак, детки познают мир, подражая. Речь они осваивают таким же способом. Поэтому основная задача взрослых – научить ребенка подражанию. Обучение должно быть постепенным.

Сначала кроху учат самым простым движениям. Например, делая зарядку, повторять махи ручками, хлопки, шаги, прыжки. Далее ребенка учат выполнять несколько движений одновременно (к примеру, бежать и «махать крыльями», изображая птицу).

Затем идут игры с предметами и игрушками, позволяющие строить логические цепочки действий. Например, можно ухаживать за куклой: покормить, покачать, уложить в кроватку, укрыть. Постепенно уровень игр усложняется. Особое внимание при этом важно уделят развитию движений кистей и пальцев рук () и речевому сопровождению.

Это могут быть, например:

  • игры, сопровождающиеся рифмованными текстами, которым сопутствуют определенные действия;
  • подвижные игры и занятия на детской площадке – малышей учат съезжать с горки, качаться на качелях, висеть на перекладине, лазать по лестнице (все это улучшает координацию и чувство равновесия);
  • игры с предметами и игрушками, в которых малыши учатся использовать вещи по их назначению (кубики, машинки, лопатки, ведерки).

В таких играх ребенок учится подражанию, взаимодействию со взрослым, улучшает общефизические навыки, общую моторику.

Когда ребенок достаточно освоит эти умения, нужно постепенно включать его в речевое взаимодействие: просить ответить на простые вопросы о предмете игры (как гудит самолетик? Как говорит курочка? Как шумит ветерок?). Это простые звукоподражания, которые вполне можно считать артикуляционной гимнастикой, помогающей разработать и укрепить органы речи ребенка.


Помимо этого, весьма полезно развивать мелкую моторику рук, что также способствует стимуляции речевых центров мозга. Для этого малышу нужно предлагать всевозможные мелкие манипуляции (перебирать крупы, собирать мозаику, нанизывать крупные бусины на нить, рисовать, лепить, крутить крышки на банках или бутылках, рвать бумагу на мелкие кусочки, застегивать пуговицы).

Занимаясь с неговорящими детьми, нужно помнить, что для них крайне важна активная и правильная речевая среда и побуждение к говорению. Даже если сразу ничего не получится, систематические занятия все равно дадут эффект. Но в качестве комплексного дополнения к основному лечению (если оно необходимо), а не вместо него.

Терпение, бдительность и настойчивость родителей – шанс для ребенка не только научиться говорить, но и получить возможность для дальнейшей адаптации в социуме.


Сегодня все чаще встречаются дети, которые при нормальном физическом развитии запаздывают с развитием речи, что не может не вызывать настороженности родителей. Почему ребенок все еще не разговаривает в 2 года или даже позже? Нормально это или есть поводы для серьезного беспокойства? Вывод можно сделать, лишь разобравшись в ситуации.

Норма у каждого своя

Первое, что нужно помнить, – каждый ребенок в своем развитии индивидуален. Одни шумные, подвижные, общительные, другие замкнутые, молчаливые, даже агрессивные. Одни легко сходятся с окружающими и со сверстниками, другим на это нужно больше времени. Соответственно, в речевом развитии все дети тоже отличаются. Один лопочет без остановки в 10 месяцев, из другого и в полтора года словечка не вытянешь. И зачастую это не является основанием для паники, даже если родители понимают, что многие дети опередили их чадо в речевом отношении.

Существует примерная таблица нормального развития речи малышей.

Большинство родителей начинают бить тревогу, если их малыш в два года не говорит того, что должен, согласно этой таблице.

Здесь важно понимать, что это лишь обобщенный ориентир, которого каждый ребенок достигает в определенный для него срок.

Отклонения и патологии

Педиатры тоже сходятся во мнении, что абсолютное большинство детей, запаздывающих с развитием речи, не имеет на то серьезных медицинских причин. Поэтому есть смысл сразу рассмотреть случаи, при которых задержка речевого развития ребенка неизбежна и обусловлена физиологическими особенностями, чтобы точно понимать, есть ли у малыша эти проблемы или дело в чем-то другом.

Мешать малышу вовремя и правильно заговорить могут следующие обстоятельства:

  • тонус мышц лица, губ, языка (пониженный или повышенный);
  • короткая подъязычная уздечка (довольно часто растягивается сама с началом употребления крохой твердой пищи);
  • проблемы со слухом (если малыш ничего не слышит, что он может повторить?);
  • врожденные патологии губ, языка, мышц лица, нёба (например, волчья пасть);
  • патологии развития головного мозга или центральной нервной системы (неврологические нарушения);
  • некоторые наследственные болезни;
  • психические заболевания (например, аутизм, при котором ребенок находится в своем мире, чураясь окружающего).

При таких отклонениях возможны разные степени задержки речевого развития (ЗРР) и речевых нарушений: от полного молчания до заикания, бессвязного, неразборчивого речевого потока, путаницы в ударениях или окончаниях слов, неумения осознать смысл целой фразы, выраженных дефектов речи и т. д.

Все эти особенности выявляют доктора (педиатр, невролог, психиатр, другие узкие специалисты). Лечение детей 2 или 3 лет в таких случаях требует долгой медикаментозной, а порой даже хирургической коррекции. А значит – большого терпения и внимания к малышу со стороны родителей.

Компенсировать можно

Если ребенок не разговаривает по причине неврологических нарушений, врачи часто говорят о возможности компенсации, то есть выравнивания в развитии со сверстниками. Но для этого потребуется время, терпение, постоянные занятия со специалистами:

  • логопедом;
  • мануальным терапевтом (массажи);
  • детским психологом.

Процесс компенсации будет проходить быстрее и эффективнее, если помощь ребенку будут оказывать и сами родители. Известно, что развитие речи ускоряется, если развивать у ребенка параллельно другие навыки:

  • мелкую моторику;
  • память;
  • мышление;
  • творческую деятельность;
  • артикуляцию (помимо занятий с логопедом).

Возраст до 3 лет – пора, когда детский организм наиболее расположен к ответу на такие действия (способен «перерастать»). Поэтому чем раньше начать занятия (а врожденные неврологические нарушения чаще всего диагностируются в самом раннем возрасте), тем лучше будет результат.

Вот, к примеру, рассказ одной из мамочек о компенсации речи у малыша с основным диагнозом «перинатальное поражение ЦНС».

Мы победили!

Алёна, 37 лет:

– Заниматься с ребенком я начала примерно в 7 месяцев, после того как на очередном осмотре наш невролог сказала, что ребенок только пытается начать гулить, а это сильное отставание. И приготовила меня ко всем мрачным последствиям (отставание в умственном и физическом развитии, возможно в будущем – спецшкола). При этом никаких занятий со специалистами (видимо, в силу нашего возраста) назначено не было – кроме массажа да специальной гимнастики от гипертонуса мышц, которым меня обучили в стационаре. Поэтому я твердо решила сделать все, что смогу сама.

Произошло это больше 10 лет назад, компьютера и интернета у меня тогда еще не было. Зато была спутниковая антенна. Нашла телеканал для мам, смотрела днем и ночью, применяя на практике советы, подходящие к нашему случаю. Результат: в год и три месяца мы говорим фразами по 3 слова, в полтора декламируем наизусть (с небольшими подсказками) все сказки Чуковского, сами произносим осмысленные фразы из 3-4 слов, в год и 8 месяцев выучили весь алфавит (причем ребенок сам захотел). Конечно, не все звуки были «взрослыми», мы сюсюкали, шепелявили, с буквой «р» вообще бились до 6 лет, но все же – мы победили! Ни о какой задержке речевого развития в 2 года разговора уже не шло!

Советы, которые нам тогда помогли: как, во что и зачем играть

  1. Развивайте мелкую моторику. Например, я просила сынишку собирать с ковра рассыпанную фасоль или макарошки, а затем складывать в баночку от детского питания. Смешивала разную бакалею (не мелкую) — фасоль, макароны, орешки – и просила разложить все по отдельным баночкам. Рассовывала фасольки ему между пальчиками на ножках – он вынимал и складывал в баночку. Зарывала в гречу или рис мелкую игрушку, а он откапывал.
  2. Развивайте память и мышление. Носила сына по комнате, показывала, что где находится, говорила, что как называется, потом просила его показать названное. Показывала игрушку (например, зайчика, машинку) и просила найти других зайчиков или машинки – в доме, в книжках, на одежде. Клала перед ним сначала 2 яркие игрушки (потом их было 3, 4, 5) и просила показать на ту, которую называю. Играл с удовольствием! Позже нужно было уже не просто указать игрушку, а, например, только животное, или только фрукт, или только синюю игрушку. Естественно, в процессе таких игр сначала проговаривалась нужная информация (это цыпленок, он птица, он желтый, и т. д.).
  3. Развивайте тактильные ощущения. Мы пробовали на ощупь горячее, холодное, гладкое, шершавое, колючее, пушистое, твердое, мягкое, липкое.
  4. Творите. Мы с сыном лепили из соленого теста, рисовали пальчиками и кисточкой (как могли), рисовали по стеклу цветной мыльной пеной, пальцами на столе с мукой, а потом все эмоции обсуждали, как могли.
  5. Работайте с артикуляцией. Очень нам помог совет, которого почему-то многие боятся: подносить малыша к зеркалу. При этом я просила сына повторить, что говорит мама (простые звуки, слоги). Ребенок видел, как работает мой речевой аппарат, и в зеркале мог сравнить – так ли делает он, как показали. Очень эффективное упражнение! Так постепенно к году мы выучили целый «зоопарк» звуков (корову, козу, барашка, собаку, петуха, курицу, лошадку, кошку, даже ежика и рыбку).


Все обычные занятия (массаж, гимнастика, купание, прогулки) сопровождались стихотворными прибаутками, потешками (я их сочиняла сама, но можно и найти что-то готовое, подходящее по ситуации). Ритмичная, организованная речь воспринимается ребенком намного лучше и побуждает к ответной работе над собой. И вообще все время с ним разговаривала, все поясняла, повторяла, постоянно его хвалила за правильные действия, подбадривала.

Когда нам был год, на очередном осмотре наши врачи диву давались, насколько мы догнали (и даже обогнали!) своих здоровых сверстников.

Всем советую не опускать рук, ежедневно упорно заниматься с малышом, и эффект будет, даже если начать после года-двух!

Без видимых причин

Частично эти советы могут помочь в развитии речи и в других случаях: когда у ребенка 2-3 лет отсутствие речи или отставание в ее развитии ко всему вышеизложенному отношения не имеют. Если ребенок в этом возрасте не научился говорить совсем или издает лишь короткие односложные звуки, но при этом доктора не находят у него никаких отклонений, врожденных аномалий и не ставят никаких медицинских диагнозов, они обычно говорят, что это индивидуальные особенности. Нужно наблюдать за ребенком, развивать его, больше разговаривать и играть с ним.

Причины у такого отставания тоже есть – незаметные с первого взгляда, и не всегда это лишь флегматичный темперамент.

Из числа психологических причин можно назвать:

  • сильный испуг;
  • нервную обстановку в семье (постоянные скандалы, драки, пьяные компании, физическое насилие над малышом);
  • воспитание в неполной семье.

В такой обстановке ребенок часто замыкается в себе, боится выражать свои потребности. Или ему не с кем общаться – взрослым не до него.

К социальным причинам отсутствия речи у ребенка 2-3 лет можно отнести следующее.

  • Отсутствие внимания со стороны взрослых, когда маленький человечек предоставлен сам себе.
  • Чрезмерную опеку, при которой мамы-бабушки спешат выполнить и предугадать все просьбы и потребности малыша. Тогда у него просто нет необходимости что-то просить или озвучивать свои желания.
  • Постоянное сидение ребенка за компьютером, телевизором, телефоном, планшетом. Все это отнимает время и препятствует общению с окружающими.
  • Завышенные требования родителей к своему чаду, их стремление заставить его заговорить помимо его воли, любой ценой. При этом у ребенка возникает стойкий протест против любых посягательств на его внутреннюю свободу.


В таких случаях, чтобы исправить ситуацию, важно устранить причины, которые к ней привели.

  • Наладить отношения в семье. Постоянный домашний террор – причина не только речевого отставания, но и многих будущих комплексов растущего человечка, его страхов, фобий, заниженной самооценки, чувства вины.
  • Уделять ребенку должное внимание (не чрезмерное, не остаточное).
  • Устранить последствия испуга (в этом может помочь детский психолог или невролог).
  • Сократить до минимума время, проводимое малышом за просмотром мультиков или с гаджетами. Заполнить это время разговорами, пением детских песенок, эмоциональными рассказами о чем-то интересном для ребенка.
  • Показывать ему свою любовь, заботу, уважение к его маленькой личности, вызывая его доверие и ответную тягу к родным и близким людям, с которыми важно делиться своей радостью или неприятностями.
  • Не сравнивать развитие своего малыша с другими детьми, особенно при ребенке. «Петя уже делает то-то, а ты все никак не научишься, сколько можно?!» – это снижает самооценку детей, заставляет их замыкаться в себе, стыдиться собственной ущербности. Помимо отставания в речевом развитии, таким образом можно развить у ребенка и трудности в социализации.
  • Не заставлять его говорить силой, игнорируя потребности и желания растущей личности. Кроме протеста результата не будет никакого.
  • Постоянно разговаривать с ребенком, побуждать его в игровой форме делиться впечатлениями, отвечать на вопросы, просить что-то сделать или принести. Если мама «не понимает», на что показывает ее кроха или чего он требует, топая ножкой, то малыш будет вынужден искать «речевое обличье» для своих желаний.
  • Больше читать ребенку сказок, детских стихов, часто включать ему аудиокниги. Постоянное речевое пространство вокруг него будет способствовать развитию его навыков.
  • Если назначены занятия с логопедом, дома можно и нужно повторять то, что делали на этих занятиях.

Задержка речевого развития очень часто бывает лишь особенностью темперамента ребенка либо результатом погрешностей в его воспитании. Важно вовремя найти ключик к этой особенности, принять малыша таким, какой он есть, и помочь ему наверстать пробелы. Если доктор не поставил никаких диагнозов, зачастую диагноз один: недостаток родительской любви, поддержки, уважения, доверия, заботы, ласки, терпения. А лечить здесь нужно совсем не ребенка.